Человек может выходить за собственные пределы только опираясь на собственную истинную природу, а не на амбиции и искусственные цели.
Фредерик Перлз
Длительная психотерапия видится мне, как процесс перелопачивания огромного количества породы в поисках драгоценного песка. Это золотые прииски с золотоискателями, которые, в свою очередь, могут быть более или менее охвачены «золотой лихорадкой», более или менее трудолюбивыми и готовыми преодолевать сложности и терпеть неудобства и неудачи.
Кто-то, видя огромное количество породы, отчаивается, отказывается от возможного успеха и уходит прочь или начинает просить о помощи других, сам не предпринимая никаких действий. Он пугается объёма работы и неизбежных трудностей, тем самым, заранее лишая себя успеха.
Кто-то пытается взять чужое, т.е. чужие мысли, понимания, инсайты. Что, в прочем, не даёт ожидаемого результата, потому что у каждого свои «драгоценности», свой «золотой песок». Чужой опыт - только чужой опыт. Он может вдохновлять, резонировать, побуждать, окрылять или оставлять равнодушным, приводить в отчаяние, разочаровывать, расхолаживать. Но не более – его не встроишь в собственную идентичность.
Кто-то, промыв пару лотков породы рядом с берегом, и получив одну-две драгоценные крупинки, довольствуется этим и прекращает работу. Тем самым, сохраняя и подпитывая иллюзию того, что «дело сделано» и, одновременно, удивляясь тому, что жизнь и самоощущение не меняются.
А кто-то терпеливо, настойчиво, упорно, лоток за лотком, начинает «промывать» собственную «породу» в поисках золотых песчинок, драгоценных крупинок себя истинного. Процесс небыстрый, нелёгкий. Чаще всего отыскать «богатое месторождение» – не самая простая задача, занимающая немало времени и требующая большого терпения. А так же – заботы о себе. Ведь, для того, чтобы проделывать такую непростую работу необходимо поддерживать хорошую форму. И это ещё не говоря о переменчивой погоде, непредсказуемых грозах и ливнях, метелях и палящем солнце. В общем, непроста работа старателя на породах личного материала.
Как известно, главными помощниками любого старателя являются реки. А во всякой реке есть течение, оно размывает породу и выносит драгоценные крупинки буквально к нашим ногам. А что такое течение, которое размывает нашу личную внутреннюю породу? Это чувства. И, чем они сильнее, чем полнее проживаются, тем сильнее течение, и тем больше породы будет размыто и вынесено на поверхность. Потому психотерапевт, сопровождающий и оберегающий клиента-старателя всегда спрашивает о чувствах и переживаниях. Иначе как можно получить доступ к внутреннему богатству, которое часто находится в заточении у простой породы?
Так же очень важно для старателя — определить, насколько богата порода, ведь не во всяком месте промывка принесет успех. Для этого надо провести разведку. Начинается движение вверх по течению – к истокам. По ходу движения время от времени берутся «пробы». По мере приближения к месторождению возрастает количество золотых песчинок, но и течение (т.е. чувства старателя), усиливается, и удержаться становится сложнее. Всё это – явный признак того, что это верное направление. Есть ещё признаки приближения в месторождению – валуны и перекаты, там всегда бурное течение и более холодная вода, но это важный знак.
Какова же в такой метафоре роль психотерапевта. Сейчас мне видится это как роль навигатора, поддержки и обеспечения безопасности экспедиции. Т.е. психотерапевт знает множество путей и маршрутов, много теоретической информации и видимых признаков о месторождениях, много способов держать лоток и промывать породу, варианты заботы клиента о себе в этом дальнем походе. Но, в то же время это лишь информационная база возможностей, ведь клиент сам выбирает, куда он хочет попасть, каким он видит это место, что он готов делать для себя самого, что он хочет получить в этой экспедиции.
Задача психотерапевта в том, чтобы, поняв логику клиента, следовать за ним, подстраховывая, освещая путь, приостанавливая и акцентируя его внимание в тех точках маршрута, где месторождение вероятно; разделять беспокойство и страх; поддерживать, когда течение чувств становится бурным и сбивает с ног; напоминать о привале, когда силы старателя на исходе.